Понятие социально-психологического тестирования (СПТ)
- СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
- СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
- Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.
Польза СПТ
С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию:
- эмоциональном состоянии школьника;
- личностных особенностях;
- самооценке и самопонимании;
- уровне межличностных отношений;
- социальной адаптации и включенности в классную группу;
- мотивации к учебной деятельности;
- уровне школьной тревожности;
- конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых.
Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.
Цель и задачи тестирования
Цель такого тестирования заключается в выявлении особенностей развития личности, ее социально-психологического состояния, способностей и потенциала.
Основные задачи социально-психологического тестирования школьников:
- Определение уровня развития социальных и психологических компетенций школьников.
- Выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы учащихся.
- Оценка стиля общения и конфликтной напряженности школьников.
- Изучение мотивационной сферы и уровня самореализации учеников.
Методы и инструменты
Для проведения социально-психологического тестирования школьников используются различные методы и инструменты.
Основными из них являются:
- Стандартизированные тесты – это специальные психологические инструменты, разработанные на основе строго установленных норм и правил.
- Анкетирование – метод сбора информации с помощью опросников, которые заполняют сами школьники или их родители, учителя и другие лица, знакомые с ребенком. Анкетирование позволяет получить различные данные о личности, поведении, отношении и других аспектах школьников.
- Наблюдение – это метод, при котором специально обученные наблюдатели наблюдают за поведением школьников в различных ситуациях. Наблюдение позволяет получить данные о реальном поведении, взаимодействии и реакциях школьников.
- Интервью – это способ получения информации, основанный на беседе с школьником. В ходе интервью педагог или психолог задает определенные вопросы и активно слушает ответы школьника. Интервью позволяет получить глубокие и детальные данные о мотивациях, ценностях, установках и других аспектах личности.
Возрастные ограничения
- Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:
- тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
- в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие (предоставляет сам ученик).
- Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).
Этика и конфиденциальность в тестировании
- Сохранение конфиденциальности в процессе социально-психологического тестирования имеет несколько причин:
- Защита личной информации учеников. Конфиденциальность гарантирует, что информация, полученная в результате тестирования, не будет использоваться вредоносным образом или против участников.
- Доверие и открытость. Когда ученики знают, что их личная информация будет защищена, они более склонны быть откровенными и отвечать на вопросы тестирования честно и точно. Это позволяет получить более достоверные результаты.
- Этические принципы. Конфиденциальность является неотъемлемой частью этики в проведении социально-психологического тестирования. Соблюдение конфиденциальности подтверждает профессионализм и ответственность специалистов в данной области.
Ответы на возможные вопросы родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
- Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт? Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам.
- Зачем ребёнку это тестирование? Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.
- Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ? Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты.
- СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества? СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
В результате проведения социально-психологического тестирования школьников педагоги и психологи получают возможность более полно оценить социально-психологическое состояние каждого ученика и определить способы его развития и коррекции. Выводы, полученные в результате такого тестирования, могут быть использованы для разработки индивидуальных программ работы с учащимися, повышения эффективности образовательного процесса и создания комфортной атмосферы в классе.