
11 апреля 2025 года в МАОУ СОШ №51 прошел психологический тренинг для выпускников 9 и 11 классов «Экзаменационная тревожность».
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;
- психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Современная ситуация осложняется введением в школе ЕГЭ и ОГЭ. Школьники просто не знают, как психологически подготовиться к новой форме экзаменов – тестированию. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля, создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей (стрессоустойчивости) школьников. С этой целью и проходила встреча выпускников с психологом Центра диагностики и консультирования Посельской Л.Ю. Задача состояла в том, чтобы познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации сдачи ОГЭ и ЕГЭ, отработать навыки психологической подготовки к экзаменам, повысить уверенность в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
На занятии обучающиеся познакомились с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Все мы в той или иной мере подвержены стрессу. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой и напряжением в ситуации экзамена, очень важно уметь обладать собой, сконцентрировать внимание.
Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. И значит, необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности. Была проведена мини-лекция о стрессе, даны рекомендации и упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
«Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние», - такое пожелание прозвучало в конце встречи для выпускников.